...Так уж устроено природой, что слуховые зоны расположены на разных удалённых частях мозга - на висках, поэтому в тот момент, когда они активно обрабатывают слуховую информацию, их можно представить как два генератора возбуждения (рис. 4), под биоритмическое излучение которых попадает всё, что расположено между висками. Это уникальное свойство позволяет вызывать резонанс правильно подобранным звуковым воздействием и возбуждать внутренние структуры.
Поэтому аномальные воздействия звука наиболее известны и широко использовались с давних времён. Подтверждения этому мы можем найти даже в эпосах - в каждой культуре существуют легенды о звуковом введении в транс, будб то миф о поющих Сиренах (31), сказка о Соловье-разбойнике (32) или легенда о Крысолове и его флейте (33). Широко использовалось воздействие ритмов - редкий шаманский обряд обходится без барабана или бубна (4). В настоящее время технологии ритмов разработаны очень широко, например в музыке - простой частотный анализ большинства современных шлягеров выявляет ритм в 2 Гц, то есть частоты, вступающие в резонанс с биоритмами мозга наподобе зрительных вспышек. Это вызывает непроизвольное "подёргивание ногой" даже у людей, далёких от музыкальной поп-культуры. У некоторых может вызывать эпилептический приступ (25).
Далее следует отметить явление "раздражающих звуков", схожее с "раздражающим царапаньем", - отметим, что аномальная реакция может быть вызвана как ощущением царапанья (скажем, ногтя по шерсти), так и его звуком - ведь при этом возбуждается та же самая центальная область: она граничит с зоной осязания, а заодно находится точно между височными зонами...